Каталог статей

Главная » Статьи » Для профессионалов

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ. ЧАСТЬ 1: ФОРМИРОВАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

семейный психолог 

Виталий Булыга

+375 33 698 42 47

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Сегодня можно однозначно утверждать о том, что первые границы у каждого человека появились еще тогда, когда он рос и развивался внутриутробно. Мир внутриутробного ребенка безопасен и комфортен. Мир его определен границами матки, где безопасно, влажно и тепло. Человек устроен так, что его появление в истории уже «застраховано» пребыванием в самом безопасном «месте на земле» - материнской матке… Хотя у ребенка и наблюдается полное включение в  материнское  тело  и  ее физиологическое и психологическое состояние, однако здесь, мы уже можем рассматривать его психологические границы и  определять его психологическую территорию.

Как признаки внутриутробных психологических границ ребенка можно определить следующие:

1. Наблюдая за ребенком с помощью УЗИ, можно определить, как разнообразна и спонтанна его деятельность. С 10—12 недель от момента зачатия ребенок постоянно и активно перемещается. Движения плода в таком возрасте не похожи на механические, они грациозные и плавные.

2. Ребенок производит определенные гормоны в нужное время, вызывает определенные изменения в физиологии матери и таким образом делает ее «удобной хозяйкой». С помощью определенных гормональных манипуляций малыш решает свои проблемы в процессе развития. Он определяют длительность беременности, решает, в каком положении он будет находиться и как появятся при родах.

3. Среди других признаков психических и физических границ, наблюдаемых в матке, можно отметить следующее: повторяющееся и целенаправленное стремление избегать давления на область живота извне, сильная реакция на укол иглой и введение холодных растворов в матку, а также реакция на щекотку, определение вкусовых предпочтений (некоторые малыши с подозрением относятся к сахарину и проглатыватывают его в меньшем количестве, тогда как другим нравится и они глотают его охотно).

4. Дети могут реагировать на яркий свет, направленный на стенку живота матери, учащением сердцебиения, а на громкий шум — испугом.

5. При процедуре амниоцентеза (игла вводится в матку, для того чтобы взять образец жидкости, с целью определения возможных генетических дефектов) 16-ти недельные дети могут транслировать угрожающую реакцию: они не двигаются до двух минут или у них можно зафиксировать вариабельность сердечного ритма. Подобное монотонное сердцебиение наблюдается у очень больных детей или у детей, которые находились под действием валиума или другого наркотика. Несомненно, такое поведение можно интерпретировать проявлением чувствительной реакции.

6. Внутриутробный ребенок очень настороженно относится к любым вторжениям в свой мир, и его реакция бывает, как правило, негативной. Она может выражаться либо в бурных шевелениях плода, либо в их полном отсутствии. Например, семимесячный плод в ответ на освещение маминого живота яркой лампой сжимается, затихает и как бы пытается закрыться, спрятаться. 

7. Реакция бурной активности или замирания наблюдается также в тех случаях, когда родители пытаются обучать внутриутробного ребенка таким «полезным», с их точки зрения, вещам, как алфавит, счет и т.д. Целенаправленное воздействие на плод, в том числе и попытки его обучения, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики.

Далее границы продолжают формироваться в младенческом возрасте и носят сугубо телесный  характер: внедрение  для  младенцев  выражается  в  голоде, дискомфорте, яркости  света, громкости  звука, жесткости  пеленок.

На протяжении  раннего  и  дошкольного  возраста  психологическое пространство  включает  также  личную  территорию  и  личные  вещи. Соответственно, если  насильно  вытащить  малыша  из-под  стола, где  он прячется  от  взрослых, или  отобрать  у  него  любимую  игрушку, это переживается им как удар по личности в целом.

Начиная с дошкольного возраста, дети способны завязывать первые личные дружеские отношения, и запрет играть с кем-либо или, напротив, необходимость общаться с теми, кого  привели  взрослые – это  также  разрушительное  для  ребёнка воздействие. Примерно  в  это  же  время  складываются  временные  и режимные привычки ребёнка: когда ему комфортнее играть, когда спать, когда  гулять. Если  заставлять  ребёнка  жить  по  режиму, удобному взрослым, но  не  совместимому  с  его  внутренним  чувством – это  также может восприниматься как насилие. И конечно, это время для общения с природой в разных её проявлениях, например, с домашними животными.

Э. Хартманн  утверждает, что  в  младенчестве  и  раннем  детстве границы всегда тонкие, и они начинают утолщаться в латентном периоде (с 5 до 10 лет).

Утолщение  границ  зависит  как  от  социальных, так  и  от биологических  факторов. Интересная  связь  была  зафиксирована  между параметрами «сильная  идентификация  с  родителем  того  же  пола» и «толщина границ». Выдвинутое на основании проведенного исследования, предположение заключалось в том, что определенная толщина внутренних границ необходима для нормального психологического функционирования и что, в то же самое время, сообразная тонкость внешних границ усиливает социальные взаимодействия, и увеличивает личностную чувствительность к  психической  реальности  другого  индивида.  Однако  слишком  тонкие внешние  границы  часто  вызывают  защитное, ригидное  или  даже параноидное отношение к внешнему миру.

Детство (3-6 лет). Появляется свое «Я», свои вещи, понимание того, что  является «моим»; ребенок  демонстрирует  стремление  к  познанию, развитию, изучению  собственных  возможностей; отличается специфическими  особенностями  оригинального  мышления, пока  не ограниченного  нормами  и  предписаниями. Развивается  желание, с  одной стороны, отстоять  свои  границы, а  с  другой – расширить  свою психологическую  территорию. В  тоже  время  велика  зависимость  от родителей. Если  в  этом  возрасте  родители  не  считаются  с психологическими границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:

а) не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и  защищать  свои: постоянно  вторгается  в  чужую  сферу  и  получает болезненный отпор; не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия  над  своей  личностью  и  сущностью, навязывания  чуждой, нежелательной  деятельности  и  целей; имеет  трудности самоидентификации: с  трудом  представляет, кто  он, каковы  его  цели, желания, каков  смысл  всей  его  деятельности; развивается  стремление создавать зависимые отношения.

б) наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются  социальные  связи; отсутствует  способность  к  построению близких  отношений, возникает  чувство  одиночества, затруднены  сотрудничество и способность к командному взаимодействию.

Старший  детский  возраст (6-11 лет). Психологическая  территория расширяется. Психологические  границы  приобретают  четкие  очертания.

Появляются свои «тайны», четко выраженное стремление к приобретению новых  качеств, умений, знаний. Увеличивается  желание взаимодействовать  со  сверстниками, подражание, проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает  стремление  к самостоятельности, но  при  благоприятных  обстоятельствах  забота родителей и их опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на  родителей  воспринимается  как  комфортное, расширение  границ  пока еще  производится  довольно  осторожно, и  ребенок  легко  поддается стремлению  родителей  владеть  его  территорией. Но  если  родители негибки, то  актуализируется  первая  борьба  за  психологическую территорию. Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, если успех  в  этой  битве  оказывается  на  их  стороне, влечет  за  собой  потерю доверия  и  внутреннее  отстранение  ребенка: он «отодвигается  внутри», чтобы  иметь  больше  свободы, хотя  бы  внутренней, в  присутствии родителей  оставаясь  замкнутым, и  все  происходящее  с  ним  становится тайной для взрослых.

Ранний  подростковый  возраст (11-13 лет). Начало  периода самоидентификации, самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей. Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы, задачи. Если родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию своего ребенка (а они претендуют!) то  начинается  острая  борьба «за  свободу». Основная  трудность: противоречие между желанием свободы и независимости и практической и полной  зависимостью  от  родителей  в  материальном  плане  и  в  плане возможностей  для  разрешения  серьезных  проблем. Основная  слабость: свобода  подростком  принимается  отдельно  от  ответственности.

Подростковый  возраст (13-16 лет). Тенденции  предыдущего  этапа усиливаются. Родители  постепенно  сдают  позиции  и  отступают  с территории  подростка. Идет  борьба  за  каждый «сантиметр».

Подросток борется  все  более  жестко, а  иногда  и  жестоко. Но  зависимость  от родителей остается: сохраняются материальная зависимость, сознательное использование  возможностей  родителей, зависимость  от  моделей поведения  и  системы  ценностей  родительской  семьи. Частный  случай – активное  противостояние  с  желанием  отстоять  полярные противоположности  только  потому, что  они «иные», отличные  от родительских, и  в  этом  тоже  проявляется  зависимость  от  семьи.

Юность (17-19 лет). Если к этому периоду не определены разумные границы, борьба  достигает  своего  апогея. Обособление  продолжается.

Обычно  в  конце  этого  периода  родители  сдают  свои  психологические позиции, даже если продолжают поддерживать тинейджера материально. В то  же  время  ему  передается  больше  ответственности  за  свои  поступки.

Молодость. В  здоровых  отношениях  устанавливается  партнерство суверенных  территорий, которые  свободны  в  своем  развитии  и  могут оказывать  взаимную  помощь  и  поддержку, но  в  пределах, не препятствующих  осуществлению  потребностей  каждого. Сохраняется область  взаимодействия, на  территории  которого  устанавливаются взаимовыгодные  правила, в  остальном – происходит  совершенно свободное и ответственное самоопределение. Если на предыдущих этапах развитие  личности  подавлялось, этот  уровень  развития  личности  не наступает.

Блокирование  развития  личности  может  наступить  практически  на любом этапе. Это означает, что человек, становясь взрослым, оказывается не  в состоянии  строить ответственные  и  суверенные  взаимоотношения  с окружающими. Напротив, у  него  развивается  склонность  к  созависимым отношениям, тенденция «уходить» от самостоятельного решения проблем или, наоборот, сверхответственность  как  частный  случай  попытки нейтрализовать  тревожность  и  чувство  собственной  ничтожности  через стремление к контролю.


продолжение по ссылке:

http://horoszyjeludi.ucoz.net/publ/dlja_professionalov/lichnye_granicy_chast_2_narushenie_granic/6-1-0-22



Источник: http://horoszyjeludi.ucoz.net/publ/
Категория: Для профессионалов | Добавил: psy (14.03.2013) | Автор: Виталий Булыга E W
Просмотров: 1751 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]