Каталог статей

Главная » Статьи » Защита жизни и семьи

БЕЛОРУССКИЕ РЕАЛИИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И СЕМЬИ (часть 1)

Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?  Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его.

Псалом 8


Трансформации, происходящие в социуме, влекут за собой изменение форм социальных отношений как в сфере политики и экономики, так и в межличностной сфере. Социальные перемены особым образом влияют на функционирование семьи. Для современных белорусских семей характерно  увеличение количества разводов, бездетных супружеских пар, уменьшение количества семей с приемными детьми и семей с одним родителем и т.д. Отдаление от традиционной модели семьи, увеличение толерантности белорусского общества к разводам, абортам, химическим зависимостям ведут к негативным последствиям как на индивидуальном, так и на семейном и социальном уровне [9, с. 9].

Современное состояние белорусского института семьи категоризируется рядом психологов, социологов, демографов как кризисное. Чтобы хоть как-то оправдать пугающие тенденции «вымирания» института семьи в Беларуси, некоторые социологи уже выдвигают теории о том, что семья — это просто устаревшая форма сосуществования и ее «отмирание» — закономерный и естественный процесс эволюции. Однако, в основе кризиса семьи и проблем, которые испытывает в связи с этим современный человек, лежат процессы весьма далекие от эволюционного перехода.

В Беларуси, для решения проблемы «депопуляции» белорусской семьи, предпринимаются серьезные попытки ее сохранения и культивирования. Издаются различные законы и юридические нормы для поддержки и защиты белорусской семьи, создана целая армия из психологов и социальных работников, призванных к решению и нормализации разного рода проблем и дисфункций семьи. Однако все эти попытки государственного вмешательства не приносят существенного улучшения. Причина того, что усилия в этой сфере не приносят положительного результата, заключается в том, что направлены они только на отношения двоих. В общих чертах современную белорусскую молодую семью можно описать следующим математическим равенством:  Он + Она + Аборты = Семья. В этом уравнении отражена пугающая действительность белорусской семьи. Формула эта не работает. Ведь человек не появляется из ниоткуда, и не существует сам по себе, но вовлечен во множество различных социальных связей.

Обострение социокультурных противоречий между традиционными и современными ценностями, установками и стереотипами брачно-семейных отношений приводит к  появлению новых форм взаимоотношений как между членами расширенной и нуклеарной семьи, так и в самой нуклеарной семье. Как следствие, возрастает количество так называемых современных форм брачно-семейных отношений, характерных для эпохи постмодерна (сепаратные браки, свингерство, современные формы полигамии, бездетные (childfree) браки и др.). Данные тенденции в совокупности с рядом экономических причин оказывают влияние на репродуктивные установки супругов, приводя к увеличению количества абортов в семье и разводов, малодетных (1 – 2 ребенка в семье) и бездетных семей, росту неполных семей, как следствие – к снижению ценности семьи, упадку родительского авторитета и появлению ряда психологических проблем семьи в целом. К примеру, статистика разводов по стране за 2011 год  свидетельствует о том, что на 86 785 заключенных  браков, приходится 38 584 разводов [11, с. 205]. Однако данные эти не учитываю количество «семей», проживающих в сожительстве, без регистрации брака.

Традиционное некогда белорусское отцовство и материнство, а с ними и традиционная семья могут кануть в лета, стать просто частью истории.  Отцовство в Беларуси находится в глубоком кризисном упадке. Сегодня ответственные за воспитание детей отцы, включаются в данный процесс или очень мало, или тогда, когда уже поздно. По многим причинам, зачатый ребенок часто становится обузой для современного отца, потому что: «Не время», «Не готов», «Не стал прочно на ноги», «Не посадил еще дерево и не построил дом»… Пугающе часто мужчина, сталкиваясь с перспективой появления потомства, старается уклониться от обязанностей мужа и отца.

Современная тенденция, направленная против жизни зачатого ребенка, угрожает  и материнству. К этому ведет грубая недооценка такой натуральной  функции каждой женщины, такой как рождение детей. Ведь все чаще, зачатый ребенок становится «последствием» сексуальной жизни женщины, и в следствии, теряет свою ценность под гнетом материального благополучия, карьеры, свободы распоряжаться собственным телом и т.д.

Официальная статистика констатирует неоптимистичные данные, которые свидетельствуют о том, что для множества белорусских матерей и отцов аборт  является самым оптимальным действием в решении их личностных и внутрисемейных проблем. Согласно статистическим данным за 2010 год численность населения в Беларуси составляет 9 490 583 человек, число живорожденных детей (в расчете на 1000 населения) равно 11,38 младенцев, число абортов (на 1000 живорожденных младенцев) определено как 307,84 операции [10, с. с. 295-297]. Простейшие математические расчеты на выходе фиксируют следующие данные о том, что всего в республике за 2010 год живорожденными появились на свет  108 003 ребенка: из 141 250 зачатых детей в течении года, абортировано 33 248. Следует отметить и тот факт, что в Беларуси, с 2010 года, проводится тотальная рекламная акция, целью которой является рекламирование и убеждение населения о том, что медикаментозный аборт является самым оптимальным и безопасным средством предохранения.   Учитывая этот факт и предположение, что официальная статистика занижается, мы можем сделать вывод о том, что годовое число абортов гораздо выше официальной цифры.

Наряду с обозначенными выше тенденциями, определяющими кризис в институте белорусской семьи, возрастает вопрос создания системы поддерживающих ее мероприятий, но прежде, основательные экспериментальные психодиагностические замеры.

Изучение беременных  женщин, желающих осуществить искусственный аборт по желанию, осуществлялась нами в  Учреждении Здравоохранения Республики  Беларусь «Барановичский родильный дом».

Трудности, которые встречаются при работе с данной категорией беременных женщин однотипны для всей выборки в общем. Основным препятствием для осуществления психологической диагностики, помощи и поддержки беременных женщин желающих исполнить аборт, является тот факт, что практически каждую такую женщину следует определять как немотивированного клиента. Немотивированный клиент в психологической и психотерапевтической практике -  это  клиент, который является чрезвычайно «сложным пациентом» для произведения  психодиагностических замеров и психологической интервенции.

Результаты психологической помощи и поддержки женщинам, оказавшимся в ситуации кризисной беременности, в сопровождении с параллельными исследованиями (личностных характеристик, основных причин по которым женщины сознательно и добровольно совершают искусственный аборт,   особенностей функционирования семейной, индивидуальных эмоциональных показателей общего состояния женщины до  аборта) проанализированы и представлены в данной работе для практического использования и применения всеми специалистами, занятыми в системе здравоохранения, образования и социальных службах республики.

 

Инициативы Белорусов по защите жизни и семейных ценностей

Стоит отметить, что на государственном уровне работа по снижению численности абортов проводится. Но какими методами?  Основными методами борьбы с искусственными абортами, осуществляемыми женщинами по собственному желанию, на уровне государственной медицины,  являются: внутриматочные спирали, гормональная и прочие виды контрацепции, стерилизации и, самый распространенный метод, медикаментозный аборт.  Аморальность и профессиональная неэтичность данных методов, применяемых в государственной гинекологии, свидетельствует сама за себя.  Дебаты с белорусскими медиками на тему ценности человеческой жизни от момента зачатия результатов не приносят вообще, потому как, основная политика Министерства здравоохранения Беларуси заключается в единственной, по их мнению, панацее против искусственных абортов  - медикаментозном аборте. Весь абсурд заключается здесь в том, что белорусская медицина с абортами борется самими аборта. Профилактическая работа, в области защиты человеческой жизни от момента зачатия, со стороны государственной медицины, не производится вообще.

На уровне Министерства образования работа по подготовке учащейся молодежи к семейной жизни, формировании традиционного отцовства и материнства, ценности каждой человеческой жизни реально не производится. Проблема эта возникла по тому, что специалисты-психологи и социальные работники абсолютно некомпетентны в данных вопросах.

Не смотря на неоптимистичные действия (или бездействие) государственных структур, по оказанию помощи гражданам в ранее рассматриваемых проблемах, существует в Беларуси ряд индивидуальных инициатив, которые стараются решать данные проблемные вопросы белорусского общества. Однако первым «голосом, кричащими в пустыне», основным защитником человеческой жизни в Беларуси является Католическая Церковь. Костёл всегда стоял на страже христианских и семейных ценностей. Именно Католическая Церковь, первая в Белорусской современной истории, вступилась в защиту нерожденных детей. Люди доброй воли (в основном верующие)  собственными силами и с христианским мужеством ежедневно приходят абортарии на молитву за нерожденных детей, организовывают в приходах молитвенные стояния перед Дарами Христовыми.

Действуют в области защиты жизни и семьи в Беларуси и частные инициативы. Профессионалы в области гинекологии и психологии, психотерапии и образования, простые рабочие объединяются в общественные организации либо, действуя по собственной инициативе, фактически безвозмездно защищают традиционные белорусские семейные ценности и неприкосновенность человеческой жизни. Такая деятельность организована таких городах как Витебск, Минск, Могилев, Пружаны, Брест, Орша, Барановичи и многих других.

Однако часто, вся деятельность по защите жизни и семьи, напоминает  борьбу с «ветряными мельницами». Основная проблема здесь в том, что каждый человек, будь то ребенок или взрослый – это неповторимая индивидуальность. В работе с человеком, а в нашем случае – это оказание помощи и поддержки женщине в ситуации кризисной беременности, не приемлем коллективных подход. Как гласит древняя военная стратегия: «С врагом проще бороться, когда знаешь о нем все». Однако беременная женщина не враг, а скорее такой же как и все - человек,  напуганный и запутавшийся. Врагом является даже не аборт, а свобода распоряжаться своим телом, не всегда верная государственная политика в области поддержки семьи,  материальные и финансовые проблемы выживания современной семьи, «проабортное» законодательство, упадок моральности общества и т.д. Проблем у белорусского общества слишком много, и борьба со всеми факторами, подталкивающими мать на аборт, результатов просто не даст. Поэтому следует подойти к проблеме индивидуально, определить  конкретные проблемы  беременной женщины и ее семьи, и оказать конкретную помощь и поддержку.

Кто же она, женщина, решившаяся на аборт? Как она живет? Какие у нее проблемы?

 

Психологический портрет Женщины-абортницы

Для исследования психологического портрета женщины, которая решила прервать беременность,  можно использовать различные методики: диагностика эмоциональных состояний, определение стрессоустойчивости, самооценка личности, многофакторные личностные опросники и т.д.

В ходе, параллельных с предабортными консультациями, исследованиями, была использована комплексная методика, включающая в себя наблюдение, беседу, опрос, анализ результатов жизнедеятельности, тестирование.

При организации статистической обработки данных респондентов вся группа испытуемых женщин, общей выборкой в 549 человек,  была разделена на 3  возрастные группы. В первую группу вошли беременные женщины, идущие на аборт по желанию и  возраст которых покрывает диапазон от  16 до 25 лет. Вторая группа – это женщины от 26 до 35 лет.  Третья – женщины в возрасте от 36 лет и старше. Такое разделение общей выборки связано с тем, что психологическая консультативная деятельность с каждой группой женщин обуславливается индивидуальными, свойственными только, для этих отдельных групп,  возрастными и мировоззренческими особенностями личности.

Полученные результаты исследования беременных женщин, желающих исполнить искусственный аборт в возрасте от  16 до 25 лет:

Возрастной диапазон респондентов

Количество респондентов  по первой группе

Средний возраст  (лет)

Рожденные дети

Состоят в браке

В разводе

Сожительство

Минимум 1 исполненный аборт

16-25

180

22,38

0,93

52,2%

7,7%

41,6%

24,4% 

Результаты исследования беременных женщин, желающих исполнить искусственный аборт в возрасте от  26 до 35 лет:

Возрастной диапазон респондентов

Количество респондентов  по второй группе

Средний возраст  (лет)

Рожденные дети

Состоят в браке

В разводе

Сожительство

Минимум 1 исполненный аборт

26-35

273

29,9

1,4

69,96%

9,52%

20,87%

49,45%

Результаты исследования беременных женщин, желающих исполнить искусственный аборт в возрасте от  36 и старше:

Возрастной диапазон респондентов

Количество респондентов  по третьей группе

Средний возраст  (лет)

Рожденные дети

Состоят в браке

В разводе

Сожительство

Минимум 1 исполненный аборт

36- и старше

96

38

1,8

73,9%

18,7%

7,29%

81,25%

Результаты исследования беременных женщин, желающих исполнить искусственный аборт, общей выборкой в 549 респондентов,  в возрасте от  16 лет:

Возрастной диапазон респондентов

Количество респондентов  по общей  группы

Средний возраст  (лет)

Рожденные дети

Состоят в браке

В разводе

Сожительство

Минимум 1 исполненный аборт

от 16 лет

549

28,8

1,34

64,8%

10,5%

25,31%

46,81%

 

Анализируя данные о среднем количестве уже родившихся детей мы можем сделать вывод о том,  что чем старше женщина, тем выше ее потребность в реализации материнства, а следовательно, женщина с возрастом стремится родить больше детей.

Исследование семейного положения испытуемых трех возрастных групп по маркеру «в браке» позволяет сделать вывод о том, что чем старше возраст женщины, тем актуальнее ее стремление к статусу ее семейного положения «в браке». Данные по маркеру «в разводе» констатируют, что с возрастом увеличивается и число разводов. Следует отметить, что рост разводов компенсируют показатели по маркеру «в сожительстве», так количественные показатели свидетельствуют о том, что с увеличение возраста женщины количество проживающих в сожительстве уменьшается, т.е. женщина старается исключить  для себя статус «в сожительстве». 

Процентное число прерванных беременностей (минимум 1 прерывание беременности) для первой группы испытуемых (в возрасте от 18 до 25 лет) равно 24,4%.  Для второй группы респондентов (возраст которых составляет диапазон от 26 до 35 лет) процентное число исполненных абортов равеняется 49,45%. Число исполненных абортов женщин из третьей группы составляет 81,25%. Исходя из полученных процентных показателей качественная интерпретация такова, что чем старше по возрасту женщина, тем более вероятнее, что аборт будет исполнен. Здесь следует отметить и тот факт, что количество исполненных абортов отдельно исследуемых женщин округлялось до цифры 1, однако диапазон исполненных абортов по всем трем группам варьировался от 0 до 5 прерываний беременности. Сложность получения данной информации заключается в том, что женщина часто не желает сообщать количество исполненных ею абортов, отвечая общим ответом «Я уже делала аборт».

(продолжение следует...)

продолжение статьи:

http://horoszyjeludi.ucoz.net/publ/zashhita_zhizni_i_semi/belorusskie_realii_zashhity_zhizni_i_semi_chast_2/5-1-0-2

семейный психолог

Виталий Булыга

 

 При использовании материалов с сайта, cсылка на http://horoszyjeludi.ucoz.net  обязательна





Источник: http://horoszyjeludi.ucoz.net/publ/zashhita_zhizni_i_semi/belorusskie_realii_zashhity_zhizni_i_semi_chast_1/5-1-0-1
Категория: Защита жизни и семьи | Добавил: psy (13.02.2013) | Автор: Виталий Булыга E W
Просмотров: 649 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 2
1  
Статья удалась,Виталий Юрьевич! Все проблемы в наших головах. Надо менять мировоззрение, жизненные приоритеты и ценности. Тогда я думаю проблема преднамеренных абортов исчезнет сама собой.

2  
Хочется добавить к вашим словам лишь то, что бессмысленно "воевать"  с абртами. Следует выступать за жизнь! 
"За" более позитивно и жизнеутверждающе звучит, чем "против"!

Желаю Вам много радости, семейного благополучия и много любви!

С уважением, Виталий Булыга!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]