Каталог статей

Главная » Статьи » Защита жизни и семьи

БЕЛОРУССКИЕ РЕАЛИИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И СЕМЬИ (часть 2)

 

АНАЛИЗ ПРИЧИН ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА

Для изучения и анализа основных причин, которыми руководствуются беременные женщины в принятии решения о добровольном прерывании своей беременности. Среди основных причин, следует выделить следующие такие как:

·         супружеская и семейная несостоятельность брачных партнеров;

·         страхи беременных женщин;

·          осознание внутриутробного ребенка;

·          Сильные и длительные отрицательные эмоции во время беременности.

 

Супружеская  и семейная несостоятельность брачных партнеров

Для качественной интерпретации причин, на основании которых беременные женщины, до 12 недели беременности, принимают решение о добровольном абортировании ребенка нами была применена методика контент-анализа.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте [4, с. 35].

Качественный анализ сведений, полученных от  респондентов, общая выборка которых составила в 172 человека (беременные женщины сроком беременности до 12 недели),  показал следующие результаты:

Критерий анализа:

Процентное число по выборке

1)      Отсутствие поддержки, уверенности и чувства безопасности со стороны мужа  / отца ребенка

75%

2)      Неудовлетворительное  финансовое положение

44,18%

3)      Неудовлетворительная, конфликтная семейная атмосфера

43,02%

4)      Неудовлетворительные  жилищные условия

25,58%

5)      Отсутствие каких-либо причин для исполнения аборта

16,86%

6)      Неудовлетворительное   состояние здоровья беременной

6,97%

 

Приведенные ранее данные (в особенности первые три критерия) указывают, прежде всего, на дисфункцию супружеской подсистемы, которая  является базисом нуклеарной семьи, определяя ее функционирование. Когда супружеская подсистема (муж и жена) функционирует как ненормативная и дисфункциональная, тогда в данной подсистеме нет места поддержанию основной задачи ее функционирования, а именно в такой семье не удовлетворяются личные потребности супругов (в любви, близости, поддержке, заботе, внимании, а также материальных и сексуальных потребностей).

Следовательно, первичной и основополагающей причиной совершения абортов являются нарушенное взаимодействие супругов, а именно их супружескую  ролевую несостоятельность.

Стоит отметить и  тот факт, что мужчина (биологический отец зачатого ребенка),  не имеет права голоса в этом «жизненном» решении об абортировании ребенка.  Из белорусского законодательства следует, что это не его прерогатива решать, жить его ребенку или нет. Женщина обладает единоличной властью в решении данных вопросов.

Страхи перед беременностью

С точки зрения психологии страх, как  внутреннее состояние личности, считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированными причинами возникновения страха является: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствиями страха являются: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения [3, с. 416].

Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время и типичные, страхи. Данные о страхам, которые испытывают женщины во время беременности были получены в ходе индивидуального консультирования беременных женщин, желающих исполнить искусственное прерывание беременности по желанию. К наиболее распространенным страхам, на основании которых беременная женщина решается на аборт, это:

·         боязнь выкидыша;

·          страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями;

·          страх перед самими родами;

·         страх перед возможной финансовой несостоятельностью, после рождения ребенка;

·         страх, связанный с ограничением личной свободы и др.

Врачи в женских консультациях часто оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, говоря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, естественно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние.

Возможно, такие страхи не встречались бы вообще, если бы женщина была только частицей природы, только «организмом», «особью», но не личностью. Однако вся предыстория личностного развития матери может привести к тому, что наступление беременности, подкрепленное конкретными страхами, она будет рассматривать не как удовлетворение своих потребностей, но как жизненный кризис. А кризис, как известно, связан с повышением неопределенности будущего, неуверенностью в себе при столкновении с этой неопределенностью, недоверием к своим силам и возможностям [7, с. 115]. Сегодня мы можем констатировать, что каждая вторая женщина не справляется с данного рода нормативным кризисом, и как следствие все оканчивается абортом.

Осознание внутриутробного ребенка

Убеждениями является упорядоченная система взглядов, составляющая в совокупности мировоззрение человека, определяющая его эмоционально-психологическое отношение к окружающей действительности, мотивы его действий и выбор линии поведения. Убеждения основываются на знаниях, но решающим фактором их формирования является социальный опыт [2, с. 538].

Ученые М. П. Конклин и О. Конор анализировали убеждения 817 женщин в отношении внутриутробного ребенка. Исследователей интересовал вопрос о том, имеют ли убеждения женщин влияние на исполнение аборта. Данные исследований Коллина - О.Конора показали, что у женщин, которые исполнили прерывание беременности и были уверены в том, что плод не является человеком, уровень хорошего психического самочувствия был практически идентичен с теми женщинами, которые аборта не совершали [12, с. 76].

Из наблюдений за белорусками, желающими исполнить  аборт (сроком беременности до 12 недели), можно утверждать, что 87% не признают внутриутробного ребенка как человеческое существо и рационализируют травматизм самой операции  по прерыванию беременности, утверждая, что не имеет она большей важности и опасности, чем обычная операция на любом органе.

 

Сильные и длительные отрицательные эмоции во время беременности

Рефлексивное принятие своего нового образа «Я Беременна» Н. В. Боровикова предложила называть «аффектом осознания себя беременной». Она считает, что с момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Н. В. Боровикова полагает, что даже желанная беременность всегда вызывает у женщины противоречивые эмоции: радость и печаль, оптимизм и страх [1, с. 226].

В. Д. Менделевич связывает изменения психического функционирования и поведения женщины во время беременности с процессами адаптации ее организма и личности к новому физиологическому состоянию [5, с. 162].

Первые месяцы беременности характеризуются становлением гестационной доминанты (Гестозы — осложнения нормально протекающей беременности, характеризующиеся расстройством ряда органов и систем организма). Отношение женщины к ребенку в первые месяцы беременности амбивалентно, настроение ее без видимых причин может колебаться от подавленности до уровня эйфории. Во втором и третьем триместре гестационная доминанта уже сформирована. При нормальном течении беременности у женщины преобладают положительные эмоции, фон настроения относительно стабилен [13..

Физиологические изменения, связанные с беременностью, влияют на эмоции женщины и в то же время частично обусловлены переменами в аффективной сфере, характеризующимися лабильностью и нередко противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности [5, с. 163].

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение беременности и создание условий для развития ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы [6, с. 90].

Именно особенности того, в каких эмоциональных амбивалентных координатах (от отрицательных и негативных, до положительных и конструктивных) протекает формирование психологического компонента гестационной доминанты, по нашему мнению может влиять на отношении беременной женщины к принятию решения об абортировании пренейта (внутриутробного ребенка).

Психодиагностика психологических компонентов формирования гестационной доминанты (ПГКД) беременных женщин, желающих добровольно прервать беременность осуществлялась, посредством психодиагностической методики «Тест отношений беременной» (ТОБ, И.В. Добрякова). Выборка испытуемых составила 172 беременные женщины сроком беременности до 12 недель.

По результатам полученных данных мы можем сделать выводы о том, что у:

26,1% -

Депрессивный тип ПКГД. Такие беременные женщины интерпретируют свои отрицательные эмоций и страхи преимущественно  как страх за ребенка, за благополучный исход беременности и  родов.

22,67% -

 

Эйфорический тип ПКГД. Все характеристики данной категории беременных носят неадекватную эйфорическую окраску. Отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства.

15,1% -

Гипогнозический тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

12,2% -

Тревожный тип ПКГД. У женщин данной группы идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.

10,46% -

Оптимальный тип ПКГД. У женщин беременных данной группы наблюдается идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена.

13,47% -

показали, что определенный тип психологического компонента гестационной доминанты находится в процессе формирования

 

Данная методика показана для исследования беременных женщин во втором триместре беременности, а посему определенных и сформированных результатов относительно показателей уже сформированных типов ПКГД не дала. Однако нашей целью является конкретное определение процентного числа женщин, ПКГД  которых можно определить как «оптимальный тип». Следовательно, число женщин, желающих прервать беременность, у которых наблюдается идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, равна 10,46%. У 76,07% испытуемых зафиксированы разного рода сильные и длительные отрицательные эмоций во течении первого триместра беременности.

 

ВИДИМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Для каждого специалиста в области помогающей работы, или просто волонтеру, занятому в нише защиты жизни и семьи, необходимо прежде всего осознание всех особенностей протекания кризисной беременности женщины, а так же понимание функционирования ее семейной системы. Вооруженный такими знаниями, любой специалист может еще более качественно исполнять свои профессиональные обязанности или реализовывать собственное призвание.

Как показывают приведенных ранее исследования, сам аборт является всего лишь следствием целой плеяды причин, которые довлеют над беременной матерью при выборе жизни или смерти ее зачатого ребенка. Аборт – это не дисфункция определенного человека, а скорее дисфункция семьи и общества в целом.

Сегодня, новый этап развития «цивилизации смерти» несущей смерть нерожденным. В Беларуси до 2010 года аборты были в большинстве своем хирургическими, и производились преимущественно на 5-12 недели. У специалистов и волонтеров в области защиты жизни была возможность помочь таким женщинам, поддержать их. После таких интервенций они сохраняли детей, рожали их, тем самым избегая, как минимум, психологической травматизация. Однако сегодня, 2012 год можно смело определять как старт эры медикаментозного аборта, когда всего две таблетки решают судьбу зачатой новой человеческой жизни. Медикаментозный аборт производится на ранних сроках беременности, поэтому помочь таким женщинам не представляется возможности. Медикаментозный аборт – это прежнее зло в новом обличии, которое угрожает как существованию белорусской семьи, так и вымиранию нации в целом.

Сама тенденция производства абортов не только в Беларуси, но и во всем мире, давно приобрело характер пандемии. Человечество веками вырабатывало меры по борьбе с пандемиями. Многие из этих мер доказали свою эффективность. Основное противоречие заложено в понятии «борьба» с абортами. С тифом, чумой, испанкой и свиным гриппом H1N1 действительно нужно бороться. Человек заболел не по собственной воле, и он не хочет умирать. Аборт как дисфункция семьи отличается от чистых пандемий как раз тем, что беременная мать рискует своим здоровьем осознанно, часто играя со смертью. Это ее решение (и ее супруга) – исполнить аборт, это часто ее непреодолимое желание. Поэтому борьба с абортом ее ребенка означает для нее борьбу с самой собой, с собственной личностью. И зачастую, беременная женщина решается на аборт, защищаясь при этом изо всех сил: не признается в собственных личных травмах, прячется, лжет, становится незаметной для всех, уход в свой мир боли и страха.

Посему, в рамках противодействия ранее отмеченным проблемам беременной женщины и ее семьи, мы видим в системной и целенаправленной профилактике дисфункций семьи в виде предабортных консультаций, школ подготовки к натуральным родам, подготовке подростков к семейной жизни, информировании о нерушимости человеческой жизни и последствиях абортных операций.

Система помощи беременным должна быть основана на стремлении участвовать в жизни и судьбе женщины и ее ребенка, так как, очень часто, беременная остается без какой-либо моральной и иной поддержки от своей семьи и близких, что часто и подталкивает ее к решению сделать аборт. Разноуровневую профилактическую работу следует осуществлять с учетом возрастных, социальных, национальных и других отличительных характеристик беременной женщины. Важно учитывать особенности социальной ситуации женщины и ее предшествующий репродуктивный опыт.

Основной профилактический акцент необходимо ставить именно на семье. Семейное окружение является уникальной средой, в которой происходит передача детям родительских установок, отношение к жизни, к самому себе и другому. При передаче отношений особую роль играют три процесса: подражание, следование образцу и идентификация с родителями. Ребенок, подражая родителям, перенимает их действия, трактуя их как модель поведения в жизненных ситуациях.

В заключение следует привести высказывание доктора философских наук, профессора Н.В. Рябоконя, который утверждает, что: «Самой высшей ценностью на планете является жизнь человека. Абсурдны поэтому термоядерная война и экологическая катастрофа. Все, что чуждо природе человека и является злом, не может побуждать его к активной деятельности, способствовать прогрессу» [8].  Прежде чем защищать жизнь, мы должны решить в своих сердцах, можем ли мы быть толерантны к злу, которое медленно, но убивает человеческую душу?

 

Библиография:


1. Боровикова Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Автореферат дис.  канд. наук,  М., 1998.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999.

3. Горянина В. А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 416

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации, М. 1984.

5.  Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. МЕД-пресс, Москва 2001.

6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, СПб.: Речь,М. 2009, с. 90 Психология девиантного поведения: Учебное пособие. МЕД-пресс, Москва 2001.

7. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности, Учебное пособие по психологии материнства, Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.

8.  Рябоконь Н.В. Философия и методология науки. Курс лекций. Издательство МИУ, Минск 2008.

9. Ястребов, Г.А. Векторы человеческого развития в постсоциалистических странах Европы и СНГ: опыт количественной оценки: препринт.- Ч.2 / Г.А. Ястребов, А.Н. Красилова, Е.С. Черепанова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – М.: Издательский дом Высшей школы Экономики, 2011.


Дополнительная литература:


10.  Здравоохранение в Республике Беларусь. Официальный статистический сборник за 2011 год. РНМБ, Минск 2012.

11. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет  Республики Беларусь, Минск 2012.

12.  Conclin M. P., O’Connor, Beliefs about the fetus as moderator of post-abortion psychological well-being, ‘’Journal of Social and Clinical Psychology’’, 1995, nr 14 (1).

13.  Гестозы. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гестоз, (доступ: 10.04.2011)

семейный психолог

Виталий Булыга


При использовании материалов с сайта, cсылка на http://horoszyjeludi.ucoz.net  обязательна



Источник: http://horoszyjeludi.ucoz.net/publ/zashhita_zhizni_i_semi/belorusskie_realii_zashhity_zhizni_i_semi_chast_2/5-1-0-2
Категория: Защита жизни и семьи | Добавил: psy (13.02.2013) | Автор: Виталий Булыга E W
Просмотров: 436 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Наша свобода заканчивается там, где
начинается свобода другого человека
(вспомнилась цитата одна...)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]